Укринформ (Украина): «яблоко раздора» нам подбросила Россия, и она будет продолжать это делать

Отношения между Украиной и Польшей традиционно довольно интенсивные, соседние страны связывает множество контактов на трансграничном, межрегиональном или центральном уровнях. В одних сферах все хорошо, а в других ощутимы проблемы.

О том, какими были отношения между Киевом и Варшавой в различных сферах в уходящем году, а также о приоритетах двустороннего сотрудничества в 2019 году, в интервью собственному корреспонденту Укринформа рассказал посол Украины в Польше Андрей Дещица.

— Действительно, переговоры прошли в очень теплой и конструктивной атмосфере. Польша в очередной раз подтвердила неизменность поддержки территориальной целостности и суверенитета Украины, в очередной раз продемонстрировала четкую позицию в международных организациях как насчет определения России агрессором, так и о необходимости продолжения и усиления санкций против РФ. Польша активно поддерживает Украину на международной арене, непосредственно сегодня — в Совете Безопасности ООН, где она является непостоянным членом. Украинская сторона высоко оценивает эти усилия, как и оперативную и решительную реакцию на российскую вооруженную агрессию в Керченском проливе.

После согласования позиций относительно стратегически важных вопросов, в частности обеспечения безопасности в регионе, и обсуждения мер по противодействию российской агрессии, был затронут также исторический контекст двусторонних отношений.

© инфоцентр «Крымский мост»Большой десантный корабль Черноморского флота «Азов» выполняет переход по Керченскому проливу. 6 сентября 2017
ого общества в Люблине Григория Куприяновича, а непосредственно во время визита стало известно, что в Польшу возвращаются молодые парни, которые пытались зажечь файеры на Лычаковском кладбище. Вместе с тем, 17 января Конституционный суд Польши должен дать свое заключение относительно «украинской» поправки в законе об институте национальной памяти. То есть делаются взаимные положительные жесты. Это является свидетельством того, что Киев и Варшава ищут маленькие шаги к примирению в исторической плоскости?

— Я убежден в том, что история должна быть уроком для политиков, а не инструментом политической деятельности. Определенная напряженность, которая существует в украинско-польских отношениях и касается разной интерпретации нашего общего исторического прошлого, для наших стран, однозначно, не приносит пользы и этим может воспользоваться Россия, которая сегодня особенно заинтересована в ослаблении поддержки Украины ее западными партнерами.

Мне кажется, что и Украина, и Польша в своем цивилизационном развитии дошли до понимания того, что история не может нас разъединять. Думаю, что нам надо дать шанс и время историкам оценить наше общее историческое прошлое. Более того, мы сейчас находимся на таком этапе, особенно в Украине, когда не можем дать однозначной оценки многим историческим событиям. Это касается любого периода времени, поскольку открываются новые архивы, появляются новые документы и свидетельства очевидцев. Следовательно, происходит пересмотр текущей трактовки тех или иных исторических фактов.

Думаю, не стоит ждать, что оценки украинских и польских историков будут одинаковыми. В этом контексте логичной была бы позиция «согласия на несогласие», то есть толерантного отношения к тому, что у второй стороны может иметь иное видение. Необходимо отойти от политики бескомпромиссности к большей толерантности. И политики все больше начинают это понимать.

— Да, в Украине и Польше начинаются предвыборные кампании. Поэтому не исключаю использования в них также и исторического элемента. Однако, хотел бы подчеркнуть, что негативы нашего общего прошлого не должны формировать будущее наших стран.

— Убежден, что принципиального изменения отношения Польши к Украине не будет. Визит министра Чапутовича подтвердил дальнейшую заинтересованность во взаимовыгодном развитии отношений с Украиной. У нас четкие планы относительно реализации следующих визитов, проведения переговоров. Кстати, после визита главы МИД Польши состоялись также консультации на уровне министров транспорта и министров сельского хозяйства. Продолжается реализация конкретных проектов, активно развивается двустороннее межотраслевое сотрудничество.

БЕЗ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПУНКТОВ ПРОПУСКА СИТУАЦИЯ НА ГРАНИЦЕ ОБОСТРЯЕТСЯ

— Системно решить проблему может увеличение количества пунктов пропуска и сокращение продолжительности проведения проверок и оформления документов. Если развитие инфраструктуры пунктов пропуска требует времени, то введение совместного контроля на всех пунктах пропуска (на сегодня действует на 4 из 8 автомобильных пунктов пропуска) могло бы уже в краткосрочной перспективе значительно улучшить ситуацию. Мы работаем над этим. Важным элементом является также надлежащее выполнение обязанностей работниками пограничной и таможенной служб. Не стоит пренебрегать «горячей линией» в ситуациях, когда видите, что действия сотрудников пунктов пропуска не соответствуют вашим ожиданиям.

КонтекстГлавред: какие украинские товары попали под российские санкцииГлавред29.12.2018Мировой кризис: готова ли Украина? (Корреспондент)Корреспондент28.12.2018Фукуяма: в современных демократиях не уважают людей (Hromadske)Hromadske27.12.2018

— Для этого в каждой из стран есть правительство. Если каждое из ведомств ответственно относиться к своим задачам и работе, тогда и координация будет нормальной. Я не вижу необходимости дополнительного органа, ведь есть Кабинет министров, на заседании которого можно обсудить вопросы всех служб — пограничной, таможенной, фитосанитарной и т.д. Вопрос в том, что это действительно проблема, которая будет обостряться, если количество пунктов пропуска на границе не будет увеличиваться. Обычная арифметика. Десять лет назад у нас было восемь автомобильных пунктов пропуска, и сегодня их восемь. А количество людей, пересекающих границу, увеличилось в несколько раз. Разного рода попытки ускорения проверки на границе за счет создания отдельных полос для малого пограничного движения автомобилей или граждан ЕС не решает общей проблемы. Поэтому основная задача — увеличение количества пунктов пропуска на границе и распространение на все пункты совместного контроля.

— Этот вопрос решается. В декабре был подписан протокол о продлении срока действия соответствующего соглашения до декабря 2019 года. Уже подписаны соглашения субисполнителями, но ряд контрактов до сих пор находится на завершающей стадии согласования. Надеюсь, что вскоре все контракты будут подписаны и начнется практический этап модернизации инфраструктуры действующих пунктов пропуска и развития подъездных путей к ним.

— Пока что приоритетной задачей является модернизация существующих пунктов пропуска. Но реальна также перспектива открытия в течение двух лет пункта пропуска «Нижанковичи-Мальховичи» вблизи Перемышля. Для этого есть уже решение смешанной комиссии по вопросам трансграничного и регионального развития, средства в местных бюджетах, в частности в Подкарпатском воеводстве для подготовки проектно-сметной документации.

У нас есть еще несколько мест на украинско-польской границе, где потенциально могут быть пункты пропуска. Это четыре места, где проходят дни добрососедства: одно — на Волыни, два — во Львовской области, еще одно — в Закарпатской области, где сходятся границы Украины, Польши и Словакии. Объективна необходимость открытия здесь пункта пропуска. Необходимо политическое решение и финансовое обеспечение.

— Да. Они обсуждали комплекс мероприятий, которые необходимы для ускорения реализации этого замысла.

— Кроме автомобильного и железнодорожного движения на границе, на нескольких пунктах пропуска функционирует еще пешеходно-велосипедный. Какова перспектива его развития?

— Надо реально посмотреть, чем являются сегодня пешеходные переходы. В пункте пропуска «Медика-Шегини» пешеходный переход часто используется для того, чтобы заниматься мелким бизнесом, что не совсем соответствует целям функционирования пешеходного пункта пропуска — развитие туризма, посещение знакомых и родственников, проведение культурных мероприятий. Более того, он должен быть оборудован таким образом, чтобы не создавать опасности для тех, кто пересекает границу на транспорте.

В пункте пропуска «Угринов-Долгобичув» в тестовом режиме в течение последних трех лет существовал пешеходный переход. Сегодня польская сторона решила прекратить пешеходное движение, поскольку украинские органы местного самоуправления не смогли в течение этого периода обеспечить надлежащие условия для тех, кто путешествует. Пока украинская сторона не выполнит своих обязательств, движение не восстановят. Есть определенные стандарты и их надо уважать.

Ставим также вопрос о необходимости открытия, исключительно для лиц, путешествующих с туристической целью, пешеходно-велосипедного коридора в новом пограничном пункте «Нижанковичи-Мальховичи». Как пешеходно-велосипедный может также функционировать пункт пропуска «Лубня-Волосате» в Закарпатской области. Это Национальный парк, там автомобили не ездят, но пешеходное и велосипедное движение могло бы быть формой существования этого пункта пропуска, но исключительно для туристических путешествий.

СОГЛАШЕНИЕ О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ НУЖДАЕТСЯ В ОБНОВЛЕНИИ

— Находясь в октябре с визитом в Польше, министр Павел Климкин говорил, что на границе имеет место необоснованная задержка с пропуском украинской продукции на Запад. Речь идет о продукции сельскохозяйственного назначения, которая может составлять конкуренцию для польских товаров на европейском рынке. Что можно сделать в этой ситуации?

— Украина наращивает мощности конкурентоспособной на европейском рынке продукции, спрос на которую на Западе растет. Польские сельхозпроизводители понимают, что у украинских фермеров есть чем заинтересовать европейского потребителя, а соглашение о зоне свободной торговли открывает для этого новые возможности, хотя и нуждается, на мой взгляд, в доработке и обновлении. Стремление польских товаропроизводителей сохранить свои позиции на европейском рынке сельскохозяйственной продукции понятно, но надо помнить о существовании правил свободного рынка и честной конкуренции.

— Недавно в Варшаве состоялась рабочая встреча всех генеральных и почетных консулов. Какие проблемы они чаще всего сигнализируют?

— В связи с увеличением в Польше количества украинских мигрантов — сегодня это ориентировочно 1,5 миллиона наших граждан — значительно возросло количество обращений в консульские учреждения для решения различных вопросов. Часто граждане Украины обращаются также в почетные консульства, у которых нет полномочий на выполнение всех консульских действий. В этом контексте очевидна необходимость открытия еще одного консульского учреждения Украины на западе Польше — во Вроцлаве, что позволило бы перераспределить границы консульских округов так, чтобы граждане Украины могли тратить не более двух-трех часов на доезд до консульства. Подготовительные мероприятия планируем провести в 2019 году и надеемся, что новое Генеральное консульство Украины во Вроцлаве начнет работу уже в 2020 году.

Планируем открытие почетного консульства в городе Катовице, ждем соответствующие решения. Надеюсь, это произойдет уже скоро. Кроме того, ищем кандидатуру на почетного консула в городе Кельце. Если в ближайшее время удастся реализовать эти планы, у нас останется только два воеводских центрах, где нет украинских консульских центров — Белосток и Ольштын.

Второй вопрос, который мы обсуждали, это — координация действий между почетными и генеральными консульствами. Почетные консульства предоставляют разъяснения гражданам Украины, направляют их в соответствующее генконсульство, способствуют в проведении выездных консульских приемов. Мы проводим такие выездные консульские обслуживания в помещениях почетных консульств, в частности, во Вроцлаве, Зеленой Гуре, Познани, Лодзе.

Еще одним важным вопросом, который мы обсуждали во время совещания консулов, было проведение информационно-разъяснительной работы относительно возможности реализации гражданами Украины избирательного права за рубежом. Сегодня наши почетные консулы помогают информировать, что возможность проголосовать в Польше будут иметь граждане Украины, которые стоят на временном консульском учете, или заблаговременно написали заявления о включении в реестр избирателей.

Обсуждали также планы по проведению украинских культурно-художественных мероприятий, в частности повышение их уровня, расширение охвата и повышение эффективности.

— Польская автокефальная православная церковь (ПАПЦ) довольно предвзято восприняла действия относительно создания Украинской поместной церкви, что было отражено в ее официальном коммюнике. Есть шанс, что ПАПЦ изменит свое мнение и признает Украинскую церковь как равноправную церковь среди всех православных церквей?

— Надо обратить внимание, что в этом заявлении Синода ПАПЦ было также сказано о том, что церковь молится за единство православия. Я убежден, что это единство мы показали во время Собора 15 декабря и будем его утверждать после получения Томоса. Надеюсь, что это будет основанием для того, чтобы ПАПЦ поняла, что и наши, и их молитвы привели к созданию Украинской поместной церкви и с ней стоит поддерживать контакты. Согласно всем церковным канонам, каждое государство, тем более такое, в котором большое количество православных верующих, имеет право на свою поместную церковь. Это также признает руководство польской церкви. Поэтому это не противоречит их позиции и церковным канонам. Если это не противоречит канонам, то с ней надо налаживать контакты и приязнь.

УКРАИНСКИЕ И ПОЛЬСКИЕ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СОВПАДАЮТ

— В политической сфере Польша активно поддерживает позицию Украины относительно санкций против России, противодействия созданию Северного потока-2. Не изменится ли это, учитывая, что Россия все время работает на ухудшение украинско-польских отношений?

— Да, Россия все время над этим работает, используя наше сложное историческое прошлое. Я пытаюсь объяснить моим коллегам в Украине из других ведомств то, что тему унижения украинских мест памяти в Польше, которая стала «камнем преткновения» между украинцами и поляками, с самого начала нам навязали извне. Мы и сегодня не знаем, кто разбивал украинские памятники в Польше и кто уничтожал польские в Украине. Это уже позже все вышло на более публичный уровень и в дело начали вмешиваться на государственном и региональном уровнях. «Яблоко раздора» нам подбросила Россия и она будет продолжать это делать в дальнейшем. В этой ситуации важно сохранить толерантность и уважение друг к другу, тогда такие внешние факторы нам не помешают.

Независимо от изменения провластных политических сил, украинские и польские геостратегические интересы совпадают, и вместо того, чтобы позволять внешним факторам себя спровоцировать, давайте будем концентрироваться на совместном достижении значимых для нас целей.

© страница Nord Stream 2 Corp. в TwitterСтроительство трубопровода «Северный поток-2»

— Как вы оцениваете уровень экономического сотрудничества между Украиной и Польшей. Где есть перспективы этого развития?

— Прежде всего, стоит отметить постоянный рост товарообмена между нашими странами. Польша удерживает позицию четвертого крупнейшего торгового партнера Украины и является вторым крупнейшим в мире реципиентом украинского экспорта товаров. Объем торговли товарами с Польшей за 10 месяцев 2018 года составил почти 6 млрд. долларов, в том числе экспорт товаров вырос на 23% и составил более 2,5 млрд долларов.

Еще одна положительная тенденция — рост объемов украинских инвестиций в Польшу. К сожалению, пока не можем то же самое сказать о польских инвестициях в Украину. Надеюсь, что дальнейшие реформы украинского правительства в недалекой перспективе убедят польский бизнес, что несмотря на существующие безопасностные угрозы, инвестировать в Украине можно и нужно.

— Каковы перспективы развития между странами в военной и военно-технической сферах?

— Недавно состоялся визит в Варшаву большой делегации Министерства обороны Украины во главе с заместителем главы Минобороны Игорем Павловским. В состав делегации вошли также представители отраслевых предприятий военно-технического сектора. По их оценкам, Польша — одна из стран, с которой идет постоянный диалог и взаимовыгодное сотрудничество в производстве и разработке военной техники.

— На территории Польше очень много украинских мест памяти, в частности украинские кладбища, где похоронены воины УНР. Часть из них находится в запущенном состоянии. Как можно исправить эту ситуацию?

— Силами украинских активистов и посольства восстанавливаем разрушенные захоронения. В своем бюджете мы уже заложили средства на соответствующие работы. Надеюсь, нам удастся восстановить кладбище в городе Ланьцут (юго-восточная Польша). Есть амбициозные планы по восстановлению украинских захоронений на Вольском кладбище в Варшаве. Есть потребность в скорейшем восстановлении кладбища в Щипёрно (запад РП). В этом контексте важно сотрудничество с польской местной властью и центральными органами власти — Министерством обороны и Министерством культуры и национального наследия Польши. Надеемся, что украинская Государственная межведомственная комиссия по делам увековечения памяти участников антитеррористической операции, жертв войны и политических репрессий, к чьей компетенции относится опека над украинскими местами памяти как в Украине, так и за рубежом, будет активно содействовать нам в реализации этих планов.

— Достаточно активный также культурный и молодежный обмен между Украиной и Польшей. Каковы дальнейшие перспективы в этой сфере?

— С каждым годом все больше и больше украинских групп успешно гастролируют в Польше. Украинские художники разворачивают выставки, показывают фильмы и спектакли, организовывают современные интересные мероприятия, не только знакомя поляков с современной украинской культурой, но и успешно меняя стереотипное восприятие польской общественностью Украины и украинцев.

Эти тенденции надо поддерживать. Поэтому сегодня активно работаем над созданием достойных условий для открытия в Варшаве отделения Украинского института, который бы на профессиональном уровне координировал культурную представленность Украины в Польше. Помещение у нас есть, если удастся найти ассигнования на его ремонт, к концу следующего года можно было бы открыть в Варшаве Украинский институт.

ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ: ВЫБОРЫ И РОССИЙСКИЙ АГРЕССОР

— Какими для вас будут приоритеты работы в украинско-польских отношениях на 2019 год. На чем будет сосредоточена работа украинской дипломатии в следующем году?

— Бесспорным приоритетом будет сохранение добрососедских и партнерских отношений с Польшей. Перед нами серьезные вызовы: выборы в Украине и Польше и российский агрессор, который стремится дестабилизировать регион. Поэтому будем делать все возможное для объединения усилий и совместного противодействия гибридным угрозам. Будем работать также над повышением эффективности защиты в РП интересов граждан Украины, максимально способствовать удовлетворению культурных потребностей украинской общины, будем восстанавливать места памяти украинцев.

— Планируются ли в ближайшее время контакты и визиты на высшем политическом уровне.

— Да. Но об этом сообщим чуть позже. Стоит отметить, что с польской стороной работаем над совместными мероприятиями по празднованию 10-летия инициативы Восточного партнерства. Хотим привлечь внимание Европы к успехам ее восточной политики, подчеркнуть важность и перспективность дальнейшего тесного взаимодействия ЕС со странами инициативы, в частности с Украиной.

 

Источник: inosmi.ru

Ещё новости

Добавить комментарий